Международный день цирка отмечается ежегодно в третью субботу апреля. Этот праздник учрежден с целью представить цирковое искусство во всем его великолепии и порадовать поклонников этого искусства новыми программами. Поэтому сегодня – самое время посетить цирковое представление.
«Отцом» современного цирка считается отставной старший сержант Филип Эстли из Англии. Эстли, который и сам был опытным наездником, устроил первое цирковое представление 4 апреля 1768 года прямо в поле на южном берегу Темзы. Во время выступления наездники демонстрировали свои навыки в трюковой езде. Впрочем, подопечные Эстли также выступали и в других местах Лондона. Арендовав с 1769 года более постоянные помещения на Вестминстерском мосту, он улучшил условия для зрителей с помощью крытых трибун. Однако зрелища по-прежнему проводились под открытым небом.
Примечательно, что артисты Филипа Эстли выступали на круглой арене, хотя сам Эстли никогда не использовал термин «цирк» для обозначения своих представлений. Этим словом начал пользоваться в отношении подобных представлений композитор Чарльз Дибдин, который вместе с виртуозным наездником Чарльзом Хьюзом в 1782 году открыл Королевский цирк. Однако именно Филипу Эстли мы обязаны круглой ареной диаметром 13 метров, расположением оркестра и куполообразной крышей. Мало того, в 1770 году Эстли уже нанял акробатов, канатоходцев, жонглеров, дрессировщиков и клоуна для того, чтобы заполнить паузы между конными демонстрациями.
В 1773 году Филип Эстли, который стал стремительно богатеть, открыл в Лондоне специальный амфитеатр для цирковых представлений, который назвал в свою честь. Несмотря на то, что амфитеатр Эстли пережил несколько пожаров, он всякий раз воскресал из пепла, как мифический Феникс. Театр продолжал пользоваться популярностью еще долгое время даже после смерти Филипа Эстли в 1814 году.
Филипа Эстли сменил брат Джон, который после выхода на пенсию передал управление цирком своему партнеру Дэвису. Это привело к переименованию амфитеатра «Эстли» в «Дэвис». Впоследствии детище Эстли перешло в руки владельца ипподрома Уильяма Бэтти. Предположительно, Бэтти приобрел амфитеатр у Эндрю Дюкроу в 1841 году, после того как в здании произошел третий пожар. В результате пожара Дюкроу лишился рассудка. Бэтти полностью перестроил амфитеатр на свои собственные средства и управлял им до 1853 года. Затем здание арендовал Уильям Кук, а после Дион Бусико, превративший амфитеатр в Королевский театр. Однако это нововведение привело к неудаче и оставило Бусико по уши в долгах. Последним владельцем цирка стал Джордж Сэнгер, который купил его за 11 тысяч фунтов стерлингов в 1871 году и управлял им более 20 лет. В конце концов амфитеатр закрылся и был снесен в 1893 году.
Однако дело Филипа Эстли продолжало жить. Еще при жизни он построил первый цирк во Франции — Английский амфитеатр в Париже, а позже основал 18 других постоянных цирков в городах по всей Европе. Что касается России, то первый стационарный каменный цирк в нашей стране открылся в 1877 году по инициативе дрессировщика лошадей и наездника итальянца Гаэтано Чинизелли – главы цирковой семьи, долгое время гастролировавшей в Петербурге. До него в Петербурге был лишь деревянный цирк на Манежной площади, который, по мнению современников, представлял собой «посредственное явление». С большим трудом Чинизелли удалось выхлопотать у властей новый участок на набережной реки Фонтанки в Инженерном сквере. В начале XX века цирк Чинизелли стал одним из Модных зрелищ столицы, ездить по вечерам в цирк сделалось хорошим аристократическим тоном. Роскошно отделанный, с ложами, обитыми бархатом, цирк блистал своей богатой и нарядной отделкой.
До революции цирком управляли представители итальянской династии. Но 26 августа 1919 года в свет вышел декрет Владимира Ленина о национализации театров и цирков, где говорилось: «Цирки, как предприятия с одной стороны доходные, с другой стороны демократические по посещающей их публике и особенно нуждающиеся в очищении от нездоровых элементов и в художественном подъеме их программ…». Все, в том числе любое искусство, теперь должно было служить пропаганде. Поэтому в том же году оставшимся членам семьи Чинизелли пришлось уехать во Францию, где они умерли в абсолютной нищете.
Впрочем, цирк снова выжил и даже подарил миру новые имена. В Советской России были созданы Курсы циркового искусства, которые были преобразованы в Техникум циркового искусства. В 1934 году техникум приобрел статус Всесоюзной школы циркового искусства, а еще через 3 года – Государственного училища циркового искусства. Открывались и новые цирки. На сегодняшний день в организацию Росгосцирк входят 38 стационарных цирков и несколько шапито. А кто не знает таких знаменитых цирковых артистов как: Юрий Никулин, Ирина Асмус, Юрий Дуров, Леонид Енгибаров, Михаил Румянцев (Карандаш), Амаяк Акопян, Игорь Кио, братья Запашные, Маргарита Назарова, Юрий Бирюков, Олег Попов
Наверняка в России, да и в мире, еще появятся новые звезды цирка. По крайней мере, на это надеется Всемирная федерация цирка, которая и инициировала учреждение Дня цирка.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.